Заказчик
Лицо или группа лиц, формулирующие требования к результатам проекта и использующие полученные результаты проекта
Как правило, сложно выделить единственное лицо, которое можно в полной мере назвать заказчиком. Фактически роль заказчика распадается на несколько уровней:
- стратегический уровень: акционеры (для крупных проектов) и/или топ-менеджмент;
- тактический уровень: средний менеджмент и ключевые пользователи;
- операционный уровень: конечные пользователи.
На каждом из этих уровней существует свое понимание проекта, реализуются свои задачи и принимаются во внимание свои интересы.
В рамках проектной команды со стороны заказчика стоит выделить как минимум три роли:
- необходимо определить, кто будет осуществлять стратегическое управление проектом на стороне заказчика: определять цели и приоритеты проекта, обеспечивать проект ресурсами, разрешать конфликтные ситуации и т. д. Это может быть отдельное лицо — спонсор, заказчик, владелец проекта. Или это может быть коллективный орган («Управляющий комитет», «Управляющий совет»).
- необходимо определить, кто будет осуществлять непосредственное тактическое управление проектом на стороне заказчика: готовить планы, ставить задачи рабочей группе, контролировать подрядчика. Роль может называться ответственный за проект, лидер проекта, менеджер проекта от заказчика.
- необходимо определить, кто сформулирует требования к результатам и кто по окончании проекта будет использовать полученные на проекте результаты.
Ответственность
- Определить цель, ожидаемые результаты и выгоды, существующие ограничения (бюджет, сроки и т. д.);
- Делегировать полномочия между всеми заинтересованными сторонами и понять, как будут учитываться их интересы;
- Определить требования и приоритеты (срок, функционал, бюджет, качество, важность результатов);
- Выбрать исполнителя, корректно поставить задачу, официально предоставить полномочия;
- Выделить ресурсы, в том числе время сотрудников заказчика, на каждом уровне;
- Контролировать проект;
- Осуществить приемку результатов;
- Начать использовать результаты и проконтролировать, что результаты приносят заявленные выгоды.
Полномочия
- Принимать по ходу проекта принципиальные решения с учетом целей проекта и требуемых результатов;
- Выбрать исполнителя;
- Принимать решения о продолжении/приостановке проекта;
- Инициировать изменения проектной команды или отдельных ее членов;
- Требовать дополнительную отчетность о ходе проекта
Источники
Павел Алферов “Роль бизнес-заказчика в IT-проекте”