Заказчик

Заказчик

Лицо или группа лиц, формулирующие требования к результатам проекта и использующие полученные результаты проекта

Как правило, сложно выделить единственное лицо, которое можно в полной мере назвать заказчиком. Фактически роль заказчика распадается на несколько уровней:

  • стратегический уровень: акционеры (для крупных проектов) и/или топ-менеджмент;
  • тактический уровень: средний менеджмент и ключевые пользователи;
  • операционный уровень: конечные пользователи.

На каждом из этих уровней существует свое понимание проекта, реализуются свои задачи и принимаются во внимание свои интересы.

В рамках проектной команды со стороны заказчика стоит выделить как минимум три роли:

  • необходимо определить, кто будет осуществлять стратегическое управление проектом на стороне заказчика: определять цели и приоритеты проекта, обеспечивать проект ресурсами, разрешать конфликтные ситуации и т. д. Это может быть отдельное лицо — спонсор, заказчик, владелец проекта.  Или это может быть коллективный орган («Управляющий комитет», «Управляющий совет»).
  • необходимо определить, кто будет осуществлять непосредственное тактическое управление проектом на стороне заказчика: готовить планы, ставить задачи рабочей группе, контролировать подрядчика. Роль может называться ответственный за проект, лидер проекта, менеджер проекта от заказчика.
  • необходимо определить, кто сформулирует требования к результатам и кто по окончании проекта будет использовать полученные на проекте результаты.

Ответственность

  1. Определить цель, ожидаемые результаты и выгоды, существующие ограничения (бюджет, сроки и т. д.);
  2. Делегировать полномочия между всеми заинтересованными сторонами и понять, как будут учитываться их интересы;
  3. Определить требования и приоритеты (срок, функционал, бюджет, качество, важность результатов);
  4. Выбрать исполнителя, корректно поставить задачу, официально предоставить полномочия;
  5. Выделить ресурсы, в том числе время сотрудников заказчика, на каждом уровне;
  6. Контролировать проект;
  7. Осуществить приемку результатов;
  8. Начать использовать результаты и проконтролировать, что результаты приносят заявленные выгоды.

Полномочия

  1. Принимать по ходу проекта принципиальные решения с учетом целей проекта и требуемых результатов;
  2. Выбрать исполнителя;
  3. Принимать решения о продолжении/приостановке проекта;
  4. Инициировать изменения проектной команды или отдельных ее членов;
  5. Требовать дополнительную отчетность о ходе проекта

 

Источники

Павел Алферов “Роль бизнес-заказчика в IT-проекте”